Вера в Предопределение

ИРАДА-ДЖУЗИЙЯ — ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА ВЫБОРА

Ирада-джузийя — это данное Аллахом каждому человеку право ограниченной реализации своей свободной воли, т.е. своего выбора. Это право имеет исключительно важное значение, ибо Аллах затем способствует быть либо благу, если человек направит свою волю к благу, либо злу, если человек изберёт его. Тем самым, человек достигает Рая либо Ада по своей собственной воле.

Однако единственным Творцом (Халик) является только Всевышний Аллах. Если Он что-либо не пожелает и не сотворит, то оно и не возникнет. Человек является лишь получателем результата (касиб) соответственно своей воле, но в подлинном смысле Творцом (Халик) является только Аллах- Повелитель.

Данная человеку индивидуальная свобода выбора подобна рулевому управлению автомобиля: куда повернёшь руль, туда автомобиль и направится. Поэтому проявляющий непокорность человек не сможет снять с себя ответственность за свои поступки, говоря: «Что же я могу поделать, если на то есть воля Аллаха, если так Он сотворил?». Да, так повелел Аллах, но Он пожелал и допустил совершиться именно так потому, что заранее знал, куда человек направит свою волю.

Если человеку не было бы дано право на индивидуальную свободу выбора, то это означало бы, что Всевышний Творец не дал Своему рабу никакой возможности испытать самого себя, и что Он принуждает его делать добро или зло. В действительности, Аллаху абсолютно не свойственно заставлять своих рабов совершать грех, а затем подвергать их наказанию за это.

Есть люди, утверждающие: «Ещё до своего творения (азаль) некоторые души были отринуты, а некоторые нет. Те, чьи души были отринуты, всё равно уйдуг из жизни отрицающими Бога — неверными (кяфирами)». На самом деле рассуждать так не правильно, такой взгляд полностью отрицает веру человека.

Безначальность (азаль) не может быть предметом спора. Там вольно или невольно все души совершили поклонение Аллаху (сажда). Когда в безначальности (азаль), испытывая души людей, Всевышний Аллах спросил: «Разве не Я ваш Господь?» («Алясту бираббикум?»), все души без исключения ответили: «Да, Ты наш Господь!» («Баля!»).

А иные заблуждающиеся говорят следующее: «Как бы ты ни старался, Аллах всё равно направит кого-то по истинному, а кого-то по ложному пути». В корне неверна и такая точка зрения, основанная на неправильном толковании аята Корана, где говорится об этом.

Один из современных учёных комментировал и пояснял этот аят так: «Аллах направляет по истинному пути тех, кто сам к этому стремится, и допускает по гибельному пути тех, кто сам этого желает». Далее, развивая эту тему, он добавлял: «В безначальности (азаль) нет предопределения, что, например, Ахмад попадёт в Рай, а Абдуллах — в Ад, просто так, сам по себе. Сказано, что там лишь раскроены различные одеяния: одеяния веры, послушания, света. И те, кто будут носить их, заслужат Рай, а те, кто будут носить одежду неверия, непокорности и несправедливости, попадут в Ад.

Человеку предоставлена возможность реализовать своё право на индивидуальную свободу и совершить выбор той или иной одежды. Иными словами, в жизни будущей он попадёт в такое место, для которого предназначена соответствующая «одежда», выбранная человеком на основе свободы его индивидуальной воли».

Раз человек сам отвечает за свои поступки, то он не должен быть непокорным Богу, а обязан следовать своему высшему предназначению и водительству Аллаха и быть довольным этим. На нас лежит обязанность молиться Всевышнему Аллаху для спасения от видимых и невидимых бед и просить здоровья и благополучия в жизни, поклоняться и совершать благодеяния. Например, в одном из хадисов нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Милостыня отводит беду и продлевает жизнь».

КАДАР (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)

Кадар (или такдир) — это Предопределение Всевышним Аллахом всех добрых дел и зла, которые должны произойти от извечности (азаль) до бесконечности (абяд) на основе Своих безграничных знаний.

КАДА (ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ)

Када - это осуществление Всевышним Аллахом всего того, что предопределено Им изначально, точно в срок, исходя из Его знаний и по Его воле

« назад