Возвышенность Всевышнего Аллаха

Сказал великий знаток арабского языка, грамматик, имамАбу Исхак Ибрахим ибн ас-Сарий аз-Заджадж аль-Багдади (241-311 х/855-923 м) по поводу возвышенности Всевышнего Аллаха:

والله تعالى عالٍ على كل شيء ، وليس المراد بالعلو ارتفاع المحل ، لأن الله تعالى يجلُّ عن المحل والمكان ، وإنما العلو علو الشأن وارتفاع السلطان ، ويؤكد الوجه الآخر قوله صلى الله عليه وسلم في دعائه : » أنت الظاهر فليس فوقك شيء ، وأنت الباطن فليس دونك شيء…

«Всевышний Аллах над каждой вещью (в смысле ранга). Возвышенность не является в значении пространства, потому что Всевышний Аллах чист от пространства и места. Поистине возвышенность в значении возвышенности власти и могущества, и подтверждают эту сторону (в смысле могущество и власть) слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в дуа: «О Аллах Ты явный и нет ничего над Тобой, Ты скрытый и нет ничего под Тобой»».

[«Тафсир Асмау ллаhу аль-хусна»]

 

Ученик имама аз-ЗаджаджаАбуль-Касим Абдур-Рахман ибн Исхак аз-Заджадж (ум. 337 х/949 м) в книге «Иштикъакъу асмаилляh»:

والعلي والعالي أيضا : القاهر الغالب للأشياء، فقول العرب : علا فلان فلانا أي غلبه وقهره كما قال الشاعر : فلما علونا واستوينا عليهم تركناهم صرعى لنسر وكاسر يعني غلبناهم وقهرناهم واستولينا عليهم

«Слово аль-Алийю, и аль-Аалии также: Покоряющий, Побеждающий всякую вещь. Слово арабов: Такой-то возвысился над таким, т.е. победил и покорил его. Сказал поэт: И когда мы возвысились над ними, мы оставили их поверженными для орла и хищника, т.е. мы победили их и овладели над ними».

[«Иштикъакъу асмаилляh»]

 

Сказал имам Халил бин Ахмад аль-Фарахиди (100-173 х/718-791 м):

الله عز وجل هو العلي الأعلى المتعالي ذو العلاء والعلو ، فأما العلاء : فالرفعة ، والعلو: العظمة والتجبر. وتقول «علا الشيء علاء‎«‎. ويقال : علوت وعليت جميعا ، وكذلك علي علاء في الرفعة والشرف والارتفاع

Аллах, Свят Он и Велик, Он Возвышенный, Наивысочайший, Возвышающийся, обладатель высокого положения и величия. Что касается (слова) аль-Аляу — это высокое положение (рифъат). А слово аль-Улюв — это величие и могущество. Говорится: «Вещь превзошла превосходством». Также говорят: «Я превзошел всех». Так же: Превзошло превосходством в смысле высоким положением, почетом и возвышением.

[имам аз-Заджадж, «Иштикъакъ асмауЛлагь», стр. 109]

 Имам-муфассир Ибн Джарир ат-Табари (224–310 х/839–923 м) в своем тафсире, объясняя смысл слов «аль-Алий» и «аль-Мутаали» сказал:

والعليّ: ذو العلوّ والارتفاع على خلقه بقدرته

«Возвышенный (аль-Алий): обладатель высочества и возвышенности над Его созданиями посредством Своего Могущества» (2:255)

المتعال: المستعلي على كلّ شيء بقدرته

«Возвышающийся (аль-Мутаали): возвышающийся над каждой вещью посредством Своего Могущества» (13:9)

[Имам ат-Табари, «Джами` аль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан»]

 Также имам ат-Табари (224–310 х/839–923 м) в своем тафсире объясняя значение «возвышения» сказал:

فكذلك فقُلْ : علا عليها علوّ مُلْك وسُلْطان ، لا علوّ انتقال وزَوال

«Так и ты скажи: Возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышения перемещения и отдаления….».

[Имам ат-Табари, «Джами` аль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», 2:29]

 Сказал Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своем «ат-Тафсир аль-Кабир»:

قوله تعالى : (وهو العلي العظيم) ولا يجوز أن يكون المراد بكونه عليا العلو في الجهة والمكان… فوجب أن يكون المراد من العلي المتعالي عن مشابهة الممكنات ومناسبة المحدثات

«Сказал Всевышний: «Он – Возвышенный, Великий» (42:4). Нельзя понимать слово «Возвышенный» так, будто Аллах имеет направление или занимает место… Тут под словом «Возвышенный» имеется в виду, что Аллах превыше сходства с творениями и чист от качеств изменяемости».

[Фахруддин ар-Рази «Мафатихуль Гайб», 42:4]

 Сказал великий муфассир, имам Абу Абдиллях аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м), комментируя находящийся в конце «Аятуль-Курси» (2:255) термин «аль-Алий» — одно из имен Всевышнего:

و » الْعَلِيّ » يُرَاد بِهِ عُلُوّ الْقَدْر وَالْمَنْزِلَة لَا عُلُوّ الْمَكَان ; لِأَنَّ اللَّه مُنَزَّه عَنْ التَّحَيُّز . وَحَكَى الطَّبَرِيّ عَنْ قَوْم أَنَّهُمْ قَالُوا : هُوَ الْعَلِيّ عَنْ خَلْقه بِارْتِفَاعِ مَكَانه عَنْ أَمَاكِن خَلْقه . قَالَ اِبْن عَطِيَّة : وَهَذَا قَوْل جَهَلَةٍ مُجَسِّمِينَ , وَكَانَ الْوَجْه أَلَّا يُحْكَى… وَالْعَلِيّ وَالْعَالِي : الْقَاهِر الْغَالِب لِلْأَشْيَاءِ , تَقُول الْعَرَب : عَلَا فُلَان فُلَانًا أَيْ غَلَبَهُ وَقَهَرَهُ , قَالَ الشَّاعِر : فَلَمَّا عَلَوْنَا وَاسْتَوَيْنَا عَلَيْهِمْ تَرَكْنَاهُمْ صَرْعَى لِنَسْرٍ وَكَاسِر وَمِنْهُ قَوْله تَعَالَى : » إِنَّ فِرْعَوْن عَلَا فِي الْأَرْض » الْقَصَص : 4

(Под словом) «Возвышенный» имеется в виду возвышенность степени и возвышенность ранга и достоинства, а не возвышенность как буквальное нахождение в самой верхней точке. Ибо Всевышний Аллах совершенно чист и свободен от того, чтобы занимать место в пространстве. Передает имам ат-Табари (224–310 х/839–923 м) от группы людей, которые изрекают следующее: «Он (Аллах) Возвышенный в смысле буквального возвышения Своего над творением через возвышенность Своего места от места своих творений». Сказал по поводу этой цитаты Ибн Атийя (481-542 х/1088-1148 м): «Так говорят невежды-муджассима (антропоморфисты) и (посему) имеется (серьезное) основание для того, чтоб не передавать и не рассказывать (подобные слова)»… Возвышенный — покоряющий, побеждающий всякое (го). Говорят арабы: Такой-то возвысился над таким т.е. победил его и покорил его. Сказал поэт: И когда мы возвысились над ними, мы оставили их поверженными для орла и хищника. И к тому же слово Всевышнего: «Воистину Фиръавн возвысился на земле» (аль-Касас, аят 4)

[Имам аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Куран», 2:255]

 Сказал Имам аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м) в тафсире 54 аята, суры аль-Аъраф:

قُلْت : فَعُلُوّ اللَّه تَعَالَى وَارْتِفَاعه عِبَارَة عَنْ عُلُوّ مَجْده وَصِفَاته وَمَلَكُوته . أَيْ لَيْسَ فَوْقه فِيمَا يَجِب لَهُ مِنْ مَعَانِي الْجَلَال أَحَد , وَلَا مَعَهُ مَنْ يَكُون الْعُلُوّ مُشْتَرَكًا بَيْنه وَبَيْنه ; لَكِنَّهُ الْعَلِيّ بِالْإِطْلَاقِ سُبْحَانه

Я говорю: «Возвышенность и возвышение Аллаха относится к возвышенности Его величия, качеств и власти, т.е. нет над Ним кого-либо, у кого был бы подобны

« назад