Вера в Аллаха

 Вера в Аллаха заключается в уверовании, т.е. в убежденной вере (в которой нет и тени сомнения) в следующее: Аллах - Единственный Бог, который достоин поклонения, которому можно и нужно (обязательно, необходимо) поклоняться. Аллах существует вечно, без начала и без конца; Он не меняется во времени, и время для Него не меняется; Он не нуждается ни в ком и ни в чем, не зависим ни от кого и ни от чего; нет ничего подобного Ему: Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого похожего на Него; Он Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, обладающий Речью; все хорошее и плохое происходит по Его воле, Он порицает плохое и одобряет хорошее. Аллах создал все сущее, властвует над ним и уничтожит его. Он является Властителем, Царем последнего Дня Суда. Он наш Господь, Господь всего сущего. 

Придание Аллаху сотоварищей, приравнивание к Нему кого бы то ни было или чего бы то ни было является тягчайшим грехом и называется ширком (ширк).
Основополагающей формулой единобожия является следующее выражение (калима). «Ля иляhа илля ллаhу», означающее: «Нет никого (ничего), кто достоин поклонения и кому следует поклоняться кроме Аллаха» или «Нет бога кроме Аллаха».
 
Всевышний Аллах оказал человеку великую Милость, одарив его разумом и превознеся его таким образом перед остальными живыми творениями. Польза же разума заключается в приобретении знаний о Всевышнем Аллахе, Его велениях и творениях и в следовании по Его пути. Наивысшими знаниями являются знания о Всевышнем Аллахе, ибо они помогают понять истину обо всем сущем, влекут за собой благоговение перед Ним, повиновение Ему, любовь к Нему, появление чувства благодарности перед Ним, Вера в Аллаха не может быть полноценной и в какой-то мере превращается в суеверие, если верующий не знает об Аллахе ничего или если у него нет четких знаний об Аллахе (хотя вера без знаний тоже является верой).
Всевышний Аллах велик, непостижим для людей. Истинное величие Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии осознать, кроме Самого Аллаха. Даже пророки (мир им) и ангелы не знают истинного величия Всевышнего Аллаха.
Наши знания об Аллахе не являются результатом наших исследований. Необходимые и достаточные знания мы получаем от Него Самого через Его Пророка   и из Его Книги, то есть Корана.
Аллах - Творец всего сущего
Вначале был только один Аллах, и больше ничего не было. Как сказано: «Был Аллах и не было где». Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.
Люди и все, что существует, живое и неживое, включая планеты, звезды, галактики, все то, что в них, на них и между ними, т.е. вся Вселенная, вся Природа (все сущее, кроме Самого Аллаха) - сотворены, созданы Аллахом.
 
Среди первых творений Всемогущего Аллаха были ал-Лавху-л-Махфуз (Хранимая, Сокровенная Скрижаль), длина которой равна расстоянию между Небом и Землей, а ширина - от Востока до Запада, и на которой записана судьба всего сущего, Калям (Перо), Арш, Курс, Небеса и Земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на Земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава (Ева). Адам и Хава являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.
Сотворение мира для Аллаха не было необходимостью, не было обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему хотению. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни одного мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона и т.д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, то имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость.
Аллах - Властитель и Управитель всего сущего
Все, что существует, все живое и неживое, т.е. все творения Аллаха подвластны Ему, существуют по Его воле и по Его строгим законам (физическим, химическим, биологическим и т.д.), которые Он установил для них.
Творения Аллаха имеют определенные признаки и свойства, которыми Он их наделил, они взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, зависят друг от друга, и все это по воле Аллаха. Никто не может (не в силах, не в состоянии) нарушить ни один из законов Аллаха, по которым существует Природа, хоть единожды. Только Он Сам, только по Его воле могут быть нарушены эти законы, т.е. сотворены чудеса. В частности, способность прерывать действие этих законов, т.е. творить чудеса, Всевышний Аллах может дать Своим пророкам или Своим святым для воздействия на людей, чтобы помочь им прозреть и опомниться. Но в то же время Всевышний Аллах наделил способностью совершать чудеса и врагов Своих (колдуны, маги, чародеи и т.д.).
Аллах слышит все, видит все и знает все, нет ничего, что бы Он не слышал из слышимого, не видел из видимого, нет ничего, что бы Он не знал. Неверующие люди, привыкшие полагаться только на свои ограниченные чувства и интеллект, не в состоянии понять Всеслышание, Всевидение и Всезнание Всевышнего.
Все происходит по воле Аллаха, и ничего не происходит без Его воли (случайно или против Его воли).
Для наставления людей на путь истины Аллах отправляет к людям пророков, сделав их учителями, примером для подражания.
Аллах Всемогущ, т.е. Он все может; нет ничего, что бы Он не смог. Нам трудно даже представить Его Всемогущество, ибо родились, выросли и живем в мире, существующем строго по Его законам. Неверующим людям эти законы кажутся незыблемыми, они не видят за ними Творца, способного изменить их действие. Сознание неверующих находится в плену устойчивых стереотипов, они способны мыслить только в рамках видимых законов и не в состоянии понять Всемогущего Аллаха. Верующие же знают, что Аллах все может, все происходит по Его воле, все законы природы, все признаки и свойства вещей обусловлены Его волей. Например, нож режет или огонь сжигает, режущее режется или сжигаемое горит - только по воле Аллаха. Если же человек уверует в то, что нож режет, огонь сжигает или другие свойства творений присущи им сами по себе, что эти свойства абсолютны, незыблемы и не обусловлены волей Аллаха, то он становится кафиром. Да сохранит Аллах нас от этого!
Аллах обладает Речью, Он по Своей воле и в той форме, в которой хочет, передает информацию Своим пророкам.
Аллах - Владыка Дня Суда
Всевышний Аллах не только сотворил все сущее и управляет им, но и уничтожит Свои творения. Исчезнет все, кроме того, что Аллах оставит.
После уничтожения Земли и Небес души людей будут ждать Дня Суда, дня, когда каждому придется держать ответ за свои земные деяния перед Владыкой Дня Суда - Всевышним Аллахом. В тот день Он один будет судить и решать, чего заслуживает каждая душа. Те, у кого благих деяний окажется больше дурных, попадут в Рай, те же, у кого плохих деяний окажется больше хороших, - в Ад.
Сифаты Аллаха
Сифаты Аллаха - это атрибуты, качества Аллаха, присущие только Ему Одному. У Всевышнего Аллаха еще 99 прекрасных имен-эпитетов. Все они являются и сифатами Аллаха. Сифаты Аллаха вечны, они не имеют начала, не являются созданными и не имеют конца. Сифаты Аллаха не меняются, не зависят ни от чего и ни от кого, они бесподобны и присущи только Ему одному.
Каждый мусульманин должен знать хотя бы следующие сифаты Аллаха и понимать их смысл.
1. АЛЬ-ВУДЖУД – СУЩЕСТВОВАНИЕ
Доказательством существования Аллаха является существование Его творений - Вселенной со всеми галактиками, звездами (в том числе Солнце) и планетами (в том числе Земля), растительного и животного мира (в том числе и люди). 
 
Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, составляющим целый спектр, от локальных до глобальных, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.
В природе существует свыше двух миллионов видов животных, растений и грибов, не говоря уже о микроорганизмах. Каждый из этих видов, с одной стороны, гармонично вписывается в систему живой природы (биосферу), является логически необходимой ее частью, находящейся в тесном взаимодействии, взаимосвязи с другими ее частями, с другой же стороны, сам является высокоорганизованной, совершенной и гармоничной системой с логически необходимыми и достаточными составными частями, идеально приспособленными для выполнения своих функций.
Словом, все сущее подчинено единой логике, единому замыслу, и нетрудно видеть за этим Единого Создателя и Управителя, только необходимо освободиться от предвзятых стереотипов, сковывающих разум, и от ложного самомнения, будто ты способен понять все, будто истинным является только то, что тебе кажется таковым.
Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в куфр (неверие). Да сохранит Аллах нас от этого!
2. АЛЬ-КИДАМ - ПРЕДВЕЧНОСТЬ
Аллах существует без начала, вечно, Он был всегда. Все творения имеют определенное начало. Они не существовали изначально, были сотворены Всевышним. Аллах же был всегда.
Если кто-то считает, что у Аллаха есть (было) начало, то он впадает в куфр.
3. АЛЬ-БАКА - БЕСКОНЕЧНОСТЬ (ВЕЧНОСТЬ).
Все творения Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые Он сохранит навечно, исчезнут, а Всевышний Аллах вечен, Он существует бесконечно.
Если кто-то считает, что у Аллаха есть (будет) конец, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
هُوَ الْاَوَّلُ وَ الْاَخِرُ
Смысл: «Он - Первый и Последний...». (Сура 57, аят 3). В комментариях этот аят толкуется так: Аллах был раньше всего сущего, Он не имеет начала и останется после уничтожения всего сущего навечно, без конца.
Если учесть, что время также сотворено Всевышним Аллахом, то второй и третий сифаты (Кидам и Бака) становятся очевидными.
4. МУХАЛАФАТУЛЬ ХАВАДИСИ - БЕСПОДОБИЕ 
Всевышний Аллах не похож ни на кого и ни на что, нет никого и ничего подобного Ему. Ни на что из представлений человека Аллах не похож. Аллаха нельзя представить, ибо Он существует без образа. Человек не в состоянии представить Аллаха, ибо интеллект человека ограничен. Поэтому всякий, кто попробует представить Аллаха, непременно окажется на ложном пути. Есть Творец, есть Его творения, и нет больше ничего. Творец ничем не похож на Свои творения, и творения ничем не похожи на Творца.
Если кто-то считает, что Аллах похож на какое-либо из творений или какое-либо из творений похоже на Аллаха, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ
Смысл: «... нет ничего подобного Ему...». (Сура 42, аят 11).
5. КЫЯМУХУ БИ-НАФСИХИ – НЕЗАВИСИМОСТЬ
Всевышний Аллах ни в чем не зависит ни от кого и ни от чего, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, в том числе ни в пространстве (месте), ни во времени, Он абсолютно независим. Существование Аллаха не обусловлено чем-то или какими-то факторами.
Все творения Аллаха полностью зависят от Него, их существование обусловлено Его волей. Кроме того, Аллах их сотворил взаимозависимыми, взаимосвязанными, существующими комплексно, системно. Если рассмотрим неживую природу, то мы увидим, что одни состояния вещей сменяются другими, одни тела превращаются в другие, один вид энергии переходит в другой, энергия передается от одних тел к другим, исчезают одни формы материи и появляются другие.
Если же рассмотрим живую природу, то взаимозависимость каждого элемента, а также их зависимость от окружающей неживой природы мы увидим еще более наглядно.
Таким образом, все творения зависимы от Всевышнего Аллаха. Все творения Аллаха нуждаются в своем Творце, их существование обусловлено Его волей. Творец же в отличие от Своих творений абсолютно независим.
Если кто-то считает, что Аллах нуждается в чем-то, например, в пространстве, или что Аллах в чем-то зависит от кого-то или чего-то, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
قُلْ هُوَ اللهُ اَحَدٌ ۞ اَللهُ الصَّمَدُ
«Скажи: «Он - Аллах - один, Аллах вечен (не нуждается ни в чем, все нуждаются в Нем)». (Сура 112, аяты 1 и 2)
6. АЛЬ-ВАХДАНИЯТ- ЕДИНСТВЕННОСТЬ
Аллах - единственный Бог, Он неповторим. Аллах - один, Он единствен в Своей сущности, Своих сифатах и в том, что Он свершает. Его сущность не содержит ничего, кроме Самого Себя, не состоит из частей и не делится на части. Ни один Его сифат не присущ никому и ничему другому, и Ему не присущ ни один сифат кого-либо или чего-либо другого. В том, что Он творит и совершает, никто больше не принимает никакого участия. Применительно к Аллаху термин «один» не несет смысловую нагрузку числа «один», которое можно делить, умножать, складывать и т.д., а подчеркивает Его единственность, неповторимость. Он целостен, един и недосягаем для человеческого интеллекта.
Кто отрицает единственность Аллаха, считает, что кому- то или чему-то присущи Его сифаты, или приравнивает кого-нибудь или что-нибудь к Нему - тот кафир.
В Коране сказано:
قُلْ هُوَ اللهُ اَحَدٌ
Смысл: «Скажи: «Он - Аллах – один». (Сура 112, аят 1).
7. АЛЬ-КУДРАТ – МОГУЩЕСТВО
Всевышний Аллах Всемогущ, Он может все, нет ничего, что бы Он не мог. Аллах творит или свершает все без рук, без каких-либо других органов, без орудий труда (инструментов, оборудования, приспособлений и т.д.).
Могущество творений, например, человека, во-первых, обусловлено волей Аллаха, во-вторых, ограничено. Человек может не все, а из того, что может, одно дело ему дается легко, а другое - тяжелее. В-третьих, человеку даны мозги, руки, ноги и т.д., с помощью которых он может что-то делать. Он также пользуется орудиями труда.
Всевышний Аллах чист от этих недостатков. Он одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку (элементарную частицу), и Вселенную. Все, что Он хочет совершить, свершается сразу (вмиг).
Если кто-то считает, что Аллах чего-то не может, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
وَ اللهُ عَلَي كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
Смысл: « ... поистине, Аллах над каждой вещью мощен». (Сура 2, аят 284).
8. АЛЬ-ИРАДАТ – ВОЛЯ
Все происходит по воле Аллаха, и ничего не происходит без Его воли, или против Его воли, или случайно. Что хочет Аллах, то и происходит. Аллах создал как добро, так и зло, но нам повелел делать добро и удерживаться от зла. Он одобряет добро и не одобряет зла.
Если кто-то считает, что возможны случайности, которые происходят без воли Аллаха, тем более против Его воли, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
اِنَّمَآ اَمْرُهُ اِذَآ اَرَادَ شَيْأ اَن يَقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
Смысл: «Его дело, когда Он захочет что-нибудь, - то стоит только сказать ему: «Будь!» - и оно сбывается». (Сура 36, аят 82).
9. АЛЬ-ХАЙАТ – ЖИЗНЬ
Аллах Живой. Но Его жизнь не похожа на жизнь творений. Его жизнь не имеет начала и не имеет конца, Он не молодеет и не стареет. Он живет не телом и душой, как Его творения. У Него жизнь особенная, не похожая на жизнь творений.
В Коране сказано:
وَ تَوَكَّلْ عَلَي الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ
Смысл: «И полагайся на Живого, который не умирает ...». (Сура 25, аят 58).
10. АЛЬ-ИЛЬМ – ЗНАНИЕ
Аллах Всезнающ, Он знает все, и нет ничего, что бы Он не знал. Знание Аллаха не имеет начала и не имеет конца, не меняется - не прибавляется (ибо и так Он все знает) и не убавляется.
Если кто-то считает, что Аллах чего-то не знает или может не знать или что Его знание может меняться, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
وَ اَنَّ اللهُ قَدْ اَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْماً
Смысл: «... и, поистине, Аллах объемлет всё знанием». (Сура 65, аят 12).
11. АЛЬ-КАЛЯМ – РЕЧЬ
Аллах обладает речью. Священный Коран и ранее ниспосланные Книги (Таврат, Забур, Инджил) и свитки являются речью Аллаха. Речь Аллаха не похожа на речь людей, она не состоит из букв и звуков. Речь Аллаха вечна, не имеет 
начала, не является сотворенной. Для речи Аллах не нуждается в каких-либо органах.
12. AC-CAM - СЛЫШАНИЕ
Аллах все слышит, нет ничего, что бы Он не слышал. Но Его слышание не такое, как у творений. Слышание Аллаха не меняется - не прибавляется (ибо и так Он все слышит) и не убавляется, не имеет ни начала, ни конца.
Творения Аллаха, в том числе и люди, слышат не все звуки, они не слышат далекие или слишком тихие звуки. Одни звуки (более сильные) не дают им слышать другие (более слабые), одни творения слышат хорошо, другие хуже.
Аллах же чист от этих недостатков. Для Него не существует понятия «далеко» или «близко» (ибо эти понятия связаны с пространством, то есть с Его творением). Он одинаково в совершенстве слышит все звуки. Он слышит их одновременно, отчетливо и ясно. Для слышания Аллах не нуждается в каких- либо органах.
Если кто-то считает, что Аллах чего-то не слышит или может не слышать, то он впадает в куфр.
13. АЛЬ-БАСАР - ВИДЕНИЕ
Аллах все видит, и нет ничего, что бы Он не видел.
Его видение вечно и не меняется. Для видения Аллах не нуждается в каких-либо органах.
Творения Аллаха, например, люди, не видят то, что далеко, или то, что имеет малые размеры, или то, что находится в темноте. А среди видимых вещей творения видят только те, на что смотрят. Кроме того, зрение у одних творений лучше, у других - хуже.
Аллах же чист от этих недостатков. Для Него не существуют понятия «далеко» - «близко» или «ярко» - «темно», Он все видит одинаково, в совершенстве - и большое, и очень маленькое, все предметы, имеющие разные цвета, формы, прозрачность, блеск и т.д.
Если кто-то считает, что Аллах чего-то не видит или может не видеть, то он впадает в куфр.
В Коране сказано:
اِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Смысл: «... поистине, Он - Всеслышащий, Всевидящий». (Сура 17, аят 1).
Все приведенные выше сифаты Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему.
Кроме того, приведенные выше тринадцать сифатов Аллаха имеют и свои антиподы, то есть противоположные им сифаты, не присущие Всевышнему Аллаху и не достойные Его.
Если Существование, Предвечность, Вечность, Бесподобие, Независимость, Единственность, Могущество, Воля, Жизнь, Знание, Речь, Слышание и Видение являются неотъемлемыми сифатами Аллаха, то обратные им качества - несуществование, наличие начала, временность существования, подобность кому-либо или чему-либо, зависимость от кого-либо или чего-либо, множественность, отсутствие могущества, слабость в отношении кого-либо или чего-либо, смерть, незнание чего-либо, отсутствие речи, неслышание чего-либо и невидение чего-либо - являются не присущими Ему, не достойными Его. Аллах чист от этих недостатков, от этих качеств, от этих сифатов.
Со второго по шестой сифаты, то есть Кидам, Бака, Мухалафатуль хавадиси, Кыямуху бинафсихи и Вахданият, называются сифатами сальби, а с седьмого по тринадцатый сифаты, то есть Кудрат, Ирадат, Хайат, Илму, Калям, Сам и Басар, называются сифатами субути.
Некоторый аналог субути сифатов присущ и людям. Например, человек что-то может делать, видеть, слышать, говорить, имеет определенную волю и знания. Но эти сифаты у людей отличаются от сифатов Аллаха.
Во-первых, они присущи людям только потому, что их наделил ими Всевышний Аллах, то есть эти сифаты людей обусловлены волею Аллаха. А у Всевышнего Аллаха эти сифаты абсолютны, присущи Ему навечно, без начала и без конца, неотъемлемы от Его сущности.
Во-вторых, они у людей ограниченные. Например, если Аллах видит или слышит все, то люди видят или слышат очень малую, ограниченную часть видимого или слышимого.
В-третьих, эти качества у людей являются созданными, они имеют начало и конец, они у людей могут меняться со временем и утрачиваться. Например, к старости или при болезни человек становится немощным, видит и слышит хуже или может утратить эти качества вовсе. А сифаты Аллаха не имеют начала, они вечны, абсолютны, неизменны и независимы ни от кого и ни от чего.
В-четвертых, вышеперечисленные качества у человека обусловлены определенными органами, такими как глаза, уши, руки, ноги, мозг и т.д., а Всевышний Аллах не нуждается в этих органах.
У Всевышнего Аллаха есть еще семь обязательно присущих Ему (Кадирун, Муридун, Алимун, Хайюн, Сами-ун, Басырун, Мутакалимун) и семь противоположных им, не присущих Ему сифатов.
Кроме приведенных, у Всевышнего есть еще один сифат, не являющийся обязательным для Него. Это сотворение всего сущего. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него. Он мог и не сотворить его. Аллах сотворил мир исключительно по Своей воле.
Таким образом, алимы приводят всего сорок один сифат Аллаха: двадцать обязательных для Него, двадцать противоположных им, не присущих Аллаху и не достойных Его, а также один необязательный сифат.
Следует добавить, что все 99 прекрасных имен-эпитетов Аллаха тоже являются Его сифатами, а в принципе, как сказал наш праотец Адам (мир ему), все сущее - это имена Аллаха, ибо все сущее – это проявление воли, знания и могущества Аллаха.

« назад